СВЕТЛАЯ СЕДМИЦА: ПОНЕДЕЛЬНИК
Понедельник, 25 Апреля 2011 г. 22:37
+ в цитатник
СВЕТЛАЯ СЕДМИЦА: ПОНЕДЕЛЬНИК
В этом и нескольких последующих постах привожу проповеди протоиерея Вячеслава Резникова из его книги "Полный круг проповедей на ежедневные апостольские и евангельские церковные чтения", посвящённые Светлой Седмице (Пасхальной Неделе).
Началась Светлая Седмица в день Святой Пасхи, которому были посвящены опубликованные мною ранее первые две проповеди.
Понедельник Ин. 1,18-28
Деян. 1,12-17,21-26
О свидетельстве и свидетелях
Христос воскресе!
Этими словами мы свидетельствуем пред всем миром, что убитый Иисус Христос воскрес из мертвых, чтобы уже никогда не умирать.
А не много ли мы на себя берем? Свидетельствовать можно о том, что видели сами. Апостолы, когда им надо было принять в число двенадцати кого-то вместо Иуды предателя, твердо знали, что это должен быть непременно "один из тех, кто находился" с ними "во все время, когда пребывал и обращался" с ними "Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова и до того дня, в который Он вознесся".
Свидетельствуют не только словами, но всею жизнью, и порой самый вид свидетеля сильнее всего доказывает истину его слов.
Сегодня мы читали о самом великом свидетеле пришествия Христова. "Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн". "Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о свете" (Ин. 1,6,8). И как он свидетельствует? - А он без конца повторяет: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!" (Мф. 3,2)
Иоанн Креститель. Картина Эль Греко
Если грозит опасность, кричат: "Берегись!" Так и Иоанн Креститель без конца повторяет: "Покайтесь", исправьтесь, приведите себя в должный вид, ибо Господь приблизился. А тут вдруг "Иудеи прислали спросить его: кто ты?" - Но как трудно стоящему пред Богом взглянуть на себя! И первое, что отвечает Иоанн, зная, за Кого его могут принять: "Я не Христос!" Посланные снова спрашивают: "Что же? ты Илия? Он сказал: нет. Пророк? Он отвечал: нет".
Но люди не отстают: "Кто же ты? чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь о себе самом?" И тогда, наконец, Иоанн говорит: "Я глас вопиющего в пустыне". Как - глас? Ведь это лишь мгновенное сотрясение воздуха, как круги на воде от брошенного камня. Да и глас-то когда прозвучавший? "Исправьте путь Господу", - как сказал пророк Исайя, который жил несколько сот лет назад!
Вот - тот, о ком Господь сказал, что "из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя". Сам он почитает себя лишь гласом, на мгновенье прозвучавшим по воле Божией. Истинный свидетель Божия величия - одновременно свидетельствует и о своем человеческом ничтожестве.
А мы с вами, когда произносим: "Христос воскресе!", - то заявляем себя свидетелями не только пришествия Христова, но и Его Креста, и Его славного Воскресения. И помоги нам Бог, чтобы, когда мы произносим это пасхальное приветствие, люди видели бы на нашем лице ту небесную радость, с которой жены-мироносицы бежали от опустевшего гроба!
Христос воскресе! (С. 9-10).
В связи с тем, что мы начали знакомиться с началом Полного круга проповедей, открываемого Пасхой Христовой, публикую Предисловие автора к книге.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Невеста, прежде чем сочетаться браком, старается все узнать о своем женихе. Так и для христианина вполне естественно стремление знать все о Небесном Женихе, с Которым сочетался во Святом крещении. А для этого необходимо читать Священное писание, и особенно - Нового завета. В состав книг Нового завета входят четыре Евангелия, книга Деяний Апостолов, двадцать одно Апостольское послание и Откровение Иоанна Богослова.
Евангелия, это - свидетельские показания учеников Христовых, которые сами, своими глазами видели дивные дела Христовы, видели Его смерть, Его воскресение из мертвых, Его вознесение на небо. Все они своей мученической кончиной засвидетельствовали истинность своих слов.
Книга Деяний Апостолов говорит о первых шагах на земле Христовой Церкви. Апостольские послания, адресованные разным церковным общинам, более подробно объясняют, что Господь Иисус Христос сделал для нас, как угодить Ему, что Он любит, а что ненавидит, что Он ждет от нас, и что нам ждать от Него и в этой жизни, и в будущей.
А "Откровение", это - таинственная книга о будущих судьбах мира и Церкви. Все эти книги имеют авторов, но все они написаны Святым Духом, и без чтения этих книг невозможно быть христианином.
Книги Нового завета мы не просто покупаем в магазине или берем с полки, как все другие книги. Мы получаем их из рук Церкви, и получаем вместе с церковным опытом чтения этих книг, вместе с примерами, как люди жили по этим книгам, вместе с наукой, как молитвенно вспоминать события, описанные в этих книгах. Ничем этим нельзя пренебрегать при чтении Священного Писания, потому что все эти ветви - от одного корня.
За две тысячи лет Христианства было сказано, написано и дошло до нас много поучений на тему Священного Писания. Все они ободном, и в то же время все они - очень разные, потому что произносились разными людьми, для разных народов, в разные времена. Христианство переживало то периоды внешнего подъема и расцвета, то - расколов и гонений. И каждый раз перед проповедником вставали свои задачи: разоблачить ложь, поддержать гонимых, или просто расшевелить заснувших.
Но главная цель проповедника, раскрывшего Писание, это - открыть нечто, для себя самого, чтобы один из множества насущных вопросов, живущих в душе, зацепился бы за нечто в Священном тексте, и чтобы этот Священный текст заговорил именно для тебя. А потом уже - поделиться этим открытием со слушателями.
Слово Божие следует читать каждый день. Это так же необходимо, как молиться Богу. Как в общении с человеком: и говоришь, и слушаешь, - так же и с Богом: молитва, это то, что мы говорим Ему, а Священное писание - то, что Он говорит нам. Иные читают Писание подряд, по главам, а иные - по церковному календарю.
Из глубокой древности дошло до нас разделение "Евангелия" и "Апостола" на так называемые "зачала" для чтения за церковным Богослужением. Каждый день положено читать одно зачало из "Евангелия" и одно из "Апостола". За год совершается полный круг.
Начинается же он от дня Святой Пасхи. Если мы откроем церковный календарь, то увидим, что на этот день написано: "Деян.1,1-8. Ин. 1,1-17". Это значит, что на Пасху читается из первой главы Евангелия от Иоанна с первого по семнадцатый стих, а из первой главы книги Деяний Святых Апостолов с первого по восьмой стих. И так далее. Но не всегда строго подряд. А в субботы и "недели" вообще свой порядок. И это глубоко не случайно. Нельзя не заметить, что между Евангельским и Апостольским чтениями дня почти всегда есть живая связь: они дополняют и раскрывают друг друга.
"Неделей", кстати, в церковном обиходе называется то, что у нас в быту называется "воскресеньем". А то, что мы привыкли называть "неделей", в церковном обиходе называется "седмицей". Интересно, что от Пасхи до Пятидесятницы (или Троицы) "седмица" начинается с "недели", например, за Пасхой идет первая, пасхальная седмица. А вот после "недели Пятидесятницы" все седмицы начинаются с понедельника, и кончаются соответствующей "неделей".
Например, после "недели 10" в следующий день прочитаем: "понедельник, 11", после которого ближайшая "неделя" будет иметь номер "11". Всего в церковный круг входят: семь седмиц от Пасхи доПятидесятницы; тридцать шесть седмиц до Великого поста; субботы и "недели" Великого поста (в седмичные дни Великого поста Новозаветных чтений не положено); и - чтения страстной седмицы, начиная с Великого понедельника.
Заканчивается круг Великой субботой. Поскольку Пасха каждый раз приходится на разные дни года, то, чтобы уложиться с чтениями до следующей Пасхи, существует система так называемых "отступок", когда некоторые чтения либо переносятся, либо повторяются.
Настоящая книга представляет собой полный круг проповедей на все дни церковного Богослужебного года, от Пасхи до Великой субботы. Всего - 347: 365 минус - седмицы Великого поста, плюс -великие праздники. В иных проповедях охватывается и Евангелие и Апостол; в иных - только Евангелие; а в иных - только Апостол, а Евангелие откладывается на тот последующий день, когда будет читаться сходное, или, как говорится, "параллельное" место из другого Евангелиста.
Если нет указания на источник той или иной цитаты, значит, она находится в пределах текстов, указанных в начале проповеди.
Эта книга предлагается в помощь постоянному читателю Нового завета, с молитвенной благодарностью проповедникам всех времен, которые помогли и продолжают помогать мне.
Протоиерей ВЯЧЕСЛАВ Резников.
© Резников В.
Автограф на книге "Полный круг проповедей"
На XVI Международных Рождественских Образовательных чтениях, Москва, 28 января 2008 г.
@vlad_falco
Понравилось: 2 пользователям