В мире существуют десятки (если не сотни) письмен: одни вышли из употребления по различным причинам, а другие продолжают служить людям постоянно во всех сферах их деятельности. И люди, многократно пользуясь письмом, не задумываются над тем, что из себя представляют буквенные знаки, какую эволюцию они прошли, прежде чем стать тем, чем стали, какой смысл был заложен первоначально в них, почему взята такая последовательность букв в алфавите, а не иная. Кажется, что ответить на эти вопросы никогда не удастся из-за очень древности их создания. Но человеческая мысль, проникая в тайны природы, космоса и микромира, создавая современные воздушные и водные корабли, спутники, ЭВМ, работы и другие достижения науки и техники, не может оставить в стороне памятники письменной культуры. Всякая тайна со временем становится явью... Для этого, правда, требуются усилия ученых многих поколений, время же, потраченное на разгадку тайны, может колебаться от нескольких лет до нескольких столетий, а то и более. Причина этого кроется не только в сложности проблемы, но и, по нашему мнению, в ее актуальности. Ведь многие открытия только физики за последнее столетие являются фундаментальными, но актуальность многих проблем, порожденных научно-технической революцией, потребовали от ученых колоссальных творческих усилий во всем мире. Различные научные дисциплины, в зависимости от актуальности, имели свою эволюцию, в какой-то степени влияя друг на друга. Историей же письменной культуры занимается незначительное количество людей, так как она находится на стыке истории, археологии, лингвистики. Поэтому и особенно актуальной никогда не была. Именно это, по-моему, является основной причиной длительности сохранения в ней тайн.
Автору этих строк посчастливилось проникнуть в тайну армянского алфавита, созданного, как известно, гениальным Месропом Маштоцем. Перед ним раскрылся сложный мир, мировоззрение, философия, лежащие в основе месроповского алфавита. Сам механизм, алгоритм создания Маштоцем буквенных знаков не очень сложен, что подтверждает известную истину - всякое гениальное просто, но мировоззрение, смысл, заложенные в знаки, как в отдельности, так и в совокупности, в целом очень сложен. Доказательством верности выдвинутой гипотезы явилось то, что при помощи него автору удалось раскрыть тайны других древних алфавитов, которые в совокупности очертили контуры новой теории происхождения древних алфавитов.
Этот принцип построения месроповских букв, будучи очень наглядным, дает возможность вновь изучающему наш алфавит очень быстро запомнить его. Именно эта особенность данного принципа заставила автора взяться за написание этой книжки.
Наступает время, и ребенок радостно берет в руки букварь, чтобы, путаясь в буквах, произнести звуки родного языка. Ежегодно тысячи армянских детей, разбросанных по всему свету, приобщаются к притягательному и стройному месроповскому алфавиту, чтобы при помощи него познать как звучный и богатый армянский язык, так и окружающий его сложный мир, ценности науки и культуры. Приобщаются к нему также многие наши соотечественники, которые волею судьбы были лишены в свое время возможности учиться на родном языке, чтобы утолить духовный голод и восстановить пробелы в национальном самосознании. Изучают армянский язык и историю многие студенты на кафедрах арменоведения во многих странах мира, а также лингвисты, историки и дипломаты, для которых интерес к Армении возник в последние годы. Если для политиков и дипломатов этот интерес возник из-за подьема национального движения в связи с судьбой Арцаха, то у историков и лингвистов причина иная, но также очень существенная - это появление новой теории о происхождении индоевропейцев, выдвинутой известными лингвистами В. Ивановым и Т. Гамкрелидзе.
В этой книжке мы вкратце и в доступной форме изложим этот принцип, который, будучи интересным сам по себе и содержащим большую научную информацию, позволяет заметить конструкцию всех букв, их схожесть и различия, упорядочение и названия. Все это в совокупности способствует более легкому запоминанию букв армянского алфавита, что должно быть интересно всем тем, кого интересует история и культура Армении. Это тем более важно, если учесть, что иногда в печати, на афишах и объявлениях используются такие шрифты, которые не облегчают, а, наоборот, затрудняют прочтение. Выпускаются даже специальные буквари в картинках, которые, по замыслу их авторов, должны облегчить запоминание алфавита, но по эффекту дают обратный результат, потому что используемый в них шрифт очень неудачен. Эти факты также побудили автора к изложению найденного им принципа построения армянского алфавита в доступной форме, что должно, по моему, заинтересовать также художников плаката и шрифта. Для этого нам придется иногда окунаться в историю, в атмосферу того далекого времени, чтобы у читателя возникло некоторое представление о причине и мотивах создания армянского алфавита, а также почерпнуть некоторые сведения по истории письменной культуры.
КРАТКИЙ ОБЗОР ИСТОРИИ ПИСЬМА
Письмо играет огромную роль в развитии человечества, оно могучий двигатель в деле развития науки и культуры. Благодаря письму имеется возможность использовать огромный запас знаний, накопленный человечеством во всех сферах его деятельности. Письмо появилось на определенном этапе развития человечества и имеет историю в несколько тысяч лет. Потребность в передаче сообщений на большие расстояния, необходимость в хранении и передаче знаний следующим поколениям вызвали к жизни письмо. Письмо являлось дополнительным к звуковому языку средством общения. Появление письма само уже свидетельствовало о качественном изменении мышления, так как требовало определенного напряжения внимания и сознания. Письмо фактически являлось творческой деятельностью человека. История письма теснейшим образом связана с развитием языка, историей народа и ее культурой. Поэтому изучение письма дает новые сведения о языке, истории и культуре, а также, о взаимосвязи и взаимовлиянии различных культур. Письмо прошло в своем развитии несколько этапов. Эти этапы определяются типами письма, которые, в свою очередь, обусловлены тем, какие элементы звукового языка (целые предложения, слова, слоги, звуки) служили единицей при обозначении.
Обычно ученые выделяют следующие четыре типа письма: пиктографическое, идеографическое, слоговое и буквенно-звуковое, хотя между ними не всегда существовали четкие границы, и были переходные типы. Говоря о таких письмах, не надо представлять дело так, будто переходы от одного к другому у одного и того же народа были гладкими, непрерывными. Скорее, наоборот, были сложными и могли прерываться на длительное время. В одном случае у одних народов один тип может долго оставаться, не перерождаясь в другой (как, например, иероглифы у китайцев). В другом случае тип письменности мог перениматься от более передового, совершенного и приспосабливаться к своему языку, как поступили греки, переняв финикийский алфавит, видоизменив и усовершенствовав (впервые в мире использовав буквы для обозначения гласных звуков). Это не означает, что греки до этого не имели письменности. Также поступили европейские народы, переняв латинский алфавит и приспособив к своему родному языку. Да и не только европейцы - многие народы мира поступили аналогичным образом. Тип письменности мог также насильно навязываться сильной страной зависимым. Говоря о возникновении того или иного типа письма, надо учитывать и саму необходимость в письме в ту или иную эпоху. Ведь письмо в древних государствах находилось в руках жрецов, священников, и не было необходимости в широком его распространении среди народа.
Армения, находясь на перекрестке событий древнего цивилизованного мира, в своем развитии имела все типы письма - и пиктограммы, и иероглифы, и клинописи и, наконец алфавит, хотя и тут не было плавного перехода от одного к другому. Клинопись, например, была перенята у ассирийцев, хотя и была видоизменена и усовершенствована. Это было в так называемый "урартский" период в истории Армении. Затем, начиная с походов Александра Македонского, наступает эпоха эллинизма, когда повсеместно, в том числе и в Армении, использовался греческий алфавит. Среди ученых до сих пор идут споры: была ли в Армении домаштоцевская письменность, имея в виду алфавитный тип письма. Тут имеется много неясностей. Как бы то ни было, но во времена, непосредственно предшествовавшие жизни и деятельности Маштоца, в Армении не существовало национального алфавита. В армянских школах пользовались греческим и сирийским языками.
Историю создания армянского алфавита повествуют нам, в первую очередь, один из любимых учеников Маштоца Корюн в своей книге "Житие Маштоца" и Мовсес Хоренаци в своей "Истории Армении". Другие историки оперировали их сведениями. От них мы узнаем, что Маштоц был родом из села Хацекац области Тарон, сыном знатного мужа по имени Вардан. В детстве он обучался греческой грамоте. Затем, прибыв ко двору Аршакуни, царей Великой Армении, поступил на службу в царскую концелярию и был исполнителем царских приказов. Имя Маштоц в древнейшей форме упоминается как Маждоц. Известный историк Г. Алишан выводит его из корня "Мазд", которое, по его мнению, "должно было иметь священное значение". Корень "мазд", "мажд" можно заметить в именах Арамазд и Мажан (Маж(д)ан, с последующим выпаданием "д"). Последнее имя упоминается у Хоренаци как имя верховного жреца. Нам кажется верным предположение А. Мартиросяна о том, что "имя Маштоц исходит, видимо, из предпочтений жреческо-языческого периода его рода. Известно, что после принятия армянами христианства сыновья жрецов были отданы в услужение христианской церкви. Знаменитый род Альбианидов (церковная династия в Армении - С.Б.) был жреческого происхождения. Такого же происхождения мог быть и род Вардана, а имя Маштоц - пережиток памяти об этом". Бесспорно то, что Маштоц был родом из высокого сословия, о чем свидетельствует его образование и деятельность при царском дворе. Послушаем теперь свидетельство Корюна: "Он (Маштоц) стал сведущим и искусным в мирских порядках, а знанием ратного дела снискал любовь своих воинов... А затем,... отрекшись от мирских стремлений, он вскоре вступил в ряды отшельников. Спустя некоторое время он со своими учениками отправляется в гавар Гохтн, где при содействии местного князя вновь обратил в лоно христианства отошедших от истинной веры "вызволил всех из-под влияния языческих преданий предков и дьявольского поклонения сатане, привел их в подчинение Христу". Так начинается его основная деятельность, так он вошел в церковную историю как второй просветитель. Чтобы понять мотивы его просветительской деятельности, а затем и мотивы создания алфавита, надо представить обстановку, в которой оказалась Армения тот период своей истории, ее внешнюю и внутреннюю атмосферу.
Армения в то время находилась между двумя сильными державами Восточно-Римской империей и Персией. В III веке в Персии на смену Аршакидам к власти пришла династия Сасанидов, которая намеревалась провести религиозную реформу. При царе Шапухе I в Персии государственной религией становится зороастризм, который Сасаниды хотели силой навязать и Армении. Ответом было принятие армянским царем Трдатом христианства в 301 году. По этому поводу А. Мартиросян точно подмечает: "Обращение Армении в христианство в конце III начале IV веков явилось ответом на религиозную реформу Ирана. И в Иране, и в Армении они были введены особыми царскими указами, как акт политической воли. В первом случае религия диктовала агрессию, во втором сопротивление".
В 387 году происходит раздел Армении между Византией и Персией. Армянский народ не желал мириться с таким положением. Армянская династия Аршакидов стремилась восстановить целостность своего царства. Союзником у нее была в то время только церковь, так как нахарарства, будучи сильными в отдельности, вели междоусобную вражду. Таким образом, церковь была той силой, которая могла, став посредником между нахарарами, поднять народ.
В это время рождается идея национализации христианства. Ведь христианство, пришедшее в Армению из Мессопотамии в условиях эллинизма, было на чуждом языке и непонятно народу. Возникла необходимость в национальной христианской литературе на родном языке, чтобы она была понятна народу. Если целое столетие после принятия христианства церковь не нуждалась в национальной письменности в силу своей космополитичности, то в новых условиях, после раздела страны роль церкви изменилась. В это время она стремилась национализироваться, чтобы стать консолидирующим ядром в обществе. Именно в это время возникает необходимость в национальной письменности.
Таким образом, политическое положение Армении вынудило Маштоца оставить службу при дворе и стать отшельником. Он заказывает сочинения против зороастризма одному из видных людей своего времени Федору Момсуэтскому. Одновременно он направляется в область Гохтн, расположенному в непосредственной близости от Персии и, следовательно, более подверженной ее влиянию. В связи с этим А. Мартиросян в своей книге приходит к следующему выводу: "Маштоц оставляет двор не из-за разочарования, а с вполне определенным намерением - организовать сопротивление против растущего персидского влияния, усиления зороастризма в перешедшей под персидское владычество части разделенной Армении" - и далее заключает: "Таким образом, Маштоц хоть и начал свою проповедческую деятельность ради распространения христианства, однако и с явным намерением бороться против зороастризма христианство уже укоренилось в Армении и целый век существовало как государственная религия, так что проповедовать христианство особой надобности вроде бы не было - если бы не этот вопрос. Христианству надо было придать особую направленность, возбудить его против зороастризма, - учения, носителем которого было враждебное персидское государство. Религиозное учение превращалось в оружие". Имея кипучую энергию, Маштоц видел, что его усилия в проповедческой деятельности не дают того результата, которого ему хотелось бы. Необходимо было дополнительное средство борьбы. Этим средством должна была быть национальная литература. Согласно Корюну, после миссии в Гохтн Маштоц "задумал еще более позаботиться об утешении всей страны, а потому умножил свои непрерывные молитвы, с распростертыми руками (вознеся) молитвы Богу, лил слезы, припомнив слова апостола, и озабоченно говорил: "Велика для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему за братьев моих и родных...".
Итак, осаждаемый печальными заботами, как бы в сетях раздумья, находился он в пучине размышлений о том, как бы найти выход из тяжелого положения. Именно в это время, по-видимому, у Маштоца возникает мысль о создании алфавита. Он делится своими раздумьями с патриархом Сааком Великим, который одобрил его мысль и выразил готовность помочь в этом деле.
Было решено созвать собор, чтобы высшее духовенство одобрило идею создания национального алфавита. Корюн констатирует: "Долго они занимались расспросами и поисками и много трудностей претерпели, затем они оповестили о непрестанном поиске своего царя армянского Врамшапуха". Находившийся до этого за пределами страны царь по возвращению в Армению находит Саака Великого и Маштоца вместе с епископами, озабоченных обретением армянского алфавита. Тут царь рассказал собравшимся, что находясь в Месопотамии, он от священника Абеля узнал некого сирийского епископа Даниила, у которого имеются армянские письмена. Этот Даниил, будто, неожиданно нашел забытые старые письмена алфавита армянского языка. Услышав это сообщение, они попросили царя послать гонца к Даниилу с тем, чтобы он привез им эти письмена, что и было сделано. Получив от гонца желанные письмена, царь вместе с католикосом Сааком и Маштоцем очень обрадовались. Были собраны отроки со всех мест для обучения новым письменам. После их обучения царь приказал повсюду обучать этими же письменами. Корюн повествует " Около двух лет Маштоц занимался преподаванием и вел занятия этими письменами. Но... выяснилось, что эти письмена недостаточны, чтобы выразить все звуки армянского языка". После чего эти письмена отметаются. Такова история, так называемых, данииловых письмен, которые, к сожалению, не сохранились в летописи и поэтому вызывают много кривотолков среди ученых. Во-первых, спор идет о смысле словосочетания "внезапно нашел". Действительно ли это были "забытые армянские письмена" или же он спутал их с арамейскими (на письме слово армянский и арамейский по-сирийски пишутся почти одинаково). Р.Ачарян считает, что это могло быть древнеарамейское письмо, которое в IV-V веках уже не употреблялось. Это все предположения, которые не проясняют картину. Не прояснила картину и очень интересная гипотеза о данииловских письменах С.Муравьева, о которой будет сказано позже.
Оставим данииловы письмена, к которым мы еще вернемся, и проследим за дальнейшими действиями Маштоца. Мовсес Хоренаци повествует, что "Вслед за этим Месроп сам лично отправляется в Месопотамию в сопровождении учеников своих к упомянутому Даниилу, и, не найдя у него ничего более прежнего" решает самостоятельно заняться этой проблемой. С этой целью, он, находясь в одном из культурных центров - в Эдессе, посещает Эдесскую библиотеку, где, по всей видимости, были древние источники о письменах, об их принципах построения (эта мысль кажется убедительной, так как в принципе, предлагаемом на суд читателей, усматривается древнейшее воззрение на письменах). После поиска в течение определенного времени необходимого принципа и графики, Маштоц, наконец, достигает цели изобретает алфавит армянского языка, причем, придерживаясь древних тайных принципов создания алфавитов, он усовершенствовал их. В итого у него получился оригинальный, совершенный алфавит как с точки зрения графики, так и с точки зрения фонетики, что признается многими известными учеными. Даже время не смогло существенно повлиять на него.
Сам акт создания Маштоцем алфавита Хоренаци в своей "Истории" описывает следующим образом: "И видит (Месроп) не видение во сне и сон наяву, а в сердце своем, преддуховными очами представившую ему десницу, пишущую, на камне, ибо камень хранил начертания, как следы на снегу. И не только (это) предстало ему, но все обстоятельства собрались у него в уме, как в неком сосуде". Здесь приведено удивительное описание мига озарения Маштоца (известно, что озарение сопутствует творческому открытию, которое происходит в момент наивысшего напряжения ума). Оно аналогично известным в науке случаям. Это описание творческого открытия, которое происходит в момент наивысшего напряжения ума посредством озарения, аналогично известным в науке случаям, хотя многие исследователи толковали его как непосредственное божественное внушение Месропу. Ярким примером для сравнения является открытие периодической системы элементов Менделеевым во сне. Из этого примера становится ясным смысл слова "сосуд" у Хоренаци - это система, в которой собраны все буквы месроповского алфавита. В связи с этим необходимо подчеркнуть одну важную мысль: если Маштоц сделал открытие (а в этом нет сомнения) и перед ним предстала вся таблица с буквами, то, как и в случае с Менделеевской таблицей, необходимо наличие принципа, связывающего все буквенные знаки в логическую систему. Ведь набор бессвязных знаков, во-первых, невозможно открыть, а, во-вторых, не требует длительного поиска. И еще. Этот принцип, каким бы индивидуальным, субъективным ни был, должен соответствовать принципам построения древних алфавитов и, следовательно, отражать объективную эволюцию письма вообще и алфавитов в частности.. Именно это не учитывали некоторые исследователи, когда утверждали, что главная заслуга Маштоца в том, что он выявил все звуки армянского языка, а графика, знаки не имеют значения. А. Мартиросян даже приводит случай, когда голландский ученый Гротт предложил одной девятилетней девочке придумать новое письмо, с чем она справилась за три минуты. Ясно, что в этом случае был набор случайных знаков. С этой задачей большинство людей может справиться и за меньшее время. Если с точки зрения филологии такое утверждение верно, то с точки зрения истории письменной культуры - ошибочно.
Итак, Маштоц, согласно Корюну, в Эдессе создал армянский алфавит, упорядочив и дав названия буквам. По завершении своей главной миссии в Эдессе, он отправился в другой сирийский город Самосат, куда до этого он послал часть своих учеников для овладения греческими науками. О пребывании Маштоца в Самосате Корюн сообщает следующее: "Затем... поехал он в город Самосат, где был с почестями принят епископом города и церковью. Там же, в том самом городе он нашел некоего каллиграфа греческой письменности по имени Ропанос, с помощью которого оформил и окончательно начертал все различия письмен (букв) - тонких и жирных, коротких и длинных, отдельных и двойных - и приступил к переводам вместе с двумя мужами, учениками своими... Начали они перевод библии с притчей Соломоновых, где в самом начале он (Соломон) предлагает познать мудрость". Из этого рассказа становится ясной цель посещения Самосата - вновь созданным буквам необходимо было придать красивый вид по всем правилам каллиграфии. Из того же рассказа известно, что первым предложением, написанным на вновь созданном алфавите, было начальное предложение книги притч: "Познать мудрость и наставление, понять изречения". Закончив свои дела в Самосате, Маштоц со своими учениками отправляется в обратный путь.
На родине его встречали с огромной радостью и воодушевлением. По свидетельству Корюна, когда весть о возвращении Маштоца с новыми письменами дошла до царя и католикоса, они в сопровождении многих знатных нахараров выступили из города, встретили блаженного на берегу реки Рах (Аракс - С.Б.)". В столице - Вагаршапате это радостное событие было торжественно отмечено.
Непосредственно после возвращения на родину, Маштоц развернул кипучую деятельность. Были основаны школы с преподаванием на армянском языке, куда принимали юношей из различных областей Армении. Маштоц с Сааком Великим принялись за переводческую деятельность, требующую огромных усилий, учитывая, что переводились фундаментальные книги богословия и философии. Одновременно с этим Маштоц продолжал проповедческую деятельность в различных областях страны. Так, с огромной энергией он продолжал деятельность в трех направлениях всю оставшуюся жизнь. Такова вкратце история создания армянского алфавита.
Проблемой происхождения армянского алфавита занималось немало арменоведов. Многие исследователи до последнего времени считали, что Маштоц не создал, а модифицировал знаки греческого (возможно, сирийского) алфавита, о чем, как бы резюмируя эту точку зрения, говорит покойный ныне академик Э. Агаян в книге "Месроп Маштоц". "Почти всех арменистов, когда-либо занимавшихся вопросом создания месроповского алфавита, интересовал вопрос о том, модификацией каких букв, какого алфавита построил Месроп свои буквы". Именно здесь, по нашему мнению, кроется ошибка, которая, сделавшись догмой, не позволила многим исследователям продвинуться к истине. Здесь ради справедливости следует отметить, что в упомянутой книге Э. Агаяна правильно отмечено, что "Графические формы букв месроповского алфавита представляют собой определенную систему, а эта система отражает определенные графические принципы", зато далее, непонятно почему, утверждается "... причем принципы, имеющие наиболее общий характер, мы находим именно в форме буквы ¦ (?). Приведенное утверждение вызывает глубокое сомнение. Не ясно, как можно, модифицируя буквы какого-то алфавита, получить в результате оригинальный алфавит (тут имеется в виду графика букв), к тому же еще представляющий собой систему, построенную по определенным графическим принципам. Думается, исследователей ввела в заблуждение незначительная схожесть некоторых эквивалентных букв греческого и армянского алфавитов. Что начертания армянских букв представляют систему, отражающую определенные графические принципы, то это действительно имеет место, и настоящая работа имеет целью показать обнаруженные автором принципы конструирования букв, подчиненные строгой закономерности, случайный характер которой исключается и, следовательно, она должна соответствовать творческому замыслу Маштоца. Причем эти принципы и закономерности являются не только графическими, но и философскими. Более того,забегая вперед, можем сказать, что философские принципы как бы предопределили графические.
Прежде чем перейти к изложению данного принципа, упомянем об одной гипотезе, которая дала толчок к его раскрытию. Во втором номере журнала "Литературная Армения" за 1985г. опубликована работа московского филолога С. Муравьева "Тайна Месропа Маштоца", в которой приводятся обнаруженные им закономерности в части армянских букв, имеющих греческий эквивалент (известно, что порядок армянских букв, имеющих греческий эквивалент, совпадает с порядкам греческого алфавита). Это дало ему возможность выдвинуть гипотетическую таблицу "данииловых письмен". Недостающие же буквы месроповского алфавита С. Муравьев выводит из знаков этой таблицы с помощью изменений и различных деформаций, тем самым невольно становясь приверженцем "теории модификации". Фактически С. Муравьев выдвинул две гипотезы о данииловских и месроповских письменах, причем предполагаемая таблица данииловских знаков показалась ему настолько искусственной, что он решил, что это был не алфавит, а тайнопись. Критики С.Муравьева считают, что его рассуждения надуманы, потому что от данииловых письмен в историографии не осталось следа. Относительно надуманности можно сказать, что С.Муравьев не взял эти знаки с потолка, а вывел их из нашего алфавита, причем не произвольно, а из тех букв, которые имеют греческий эквивалент и в которых существуют закономерности. С этим фактом мы не можем не считаться. Что же касается второй гипотезы С. Муравьева о месроповских письменах то данная работа опровергает ее в основе.
При внимательном рассмотрении армянских букв бросается в глаза одновременно и схожесть, и отличительная особенность между некоторыми из них. Например, , , имеют общий знак U, отличием же являются черточки в первых двух из них. Аналогичная картина наблюдается в буквах , , . Каждый, кто впервые знакомился с нашим алфавитом, обратил внимание на эти схожести в указанных буквах, а также в некоторых других. Очевидно, что приведенные буквы образованы из двух элементов - в первых трех общим элементом является U, во второй тройке - , а вторыми элементами являются черточки. Первые элементы назовем основными, а вторые вторичными. У наблюдательного человека должны были возникнуть следующие вопросы: почему одни буквы сконструированы по указанному способу, а другие нет, как построены другие буквы, имеется ли какая-либо связь, закономерность между всеми буквенными знаками? Вообще, придерживался ли Маштоц какого-либо принципа, алгоритма при создании алфавита? То, что обязательно должен быть принцип, который охватывал бы все буквы, связывая их логически в единую систему, мы наверху обосновали. Остается перейти к его показу...
Чтобы читателю было интересно дальнейшее ознакомление с излагаемым материалом, пусть он на время прервется и попытается самостоятельно, по мере возможности, приблизиться к истине. Для этого дадим конкретное задание-указание, а именно: пусть он попробует сгруппировать все буквы алфавита по основным элементам и подсчитает их количество.
Как показал детальный анализ, все 36 месроповских букв состоят из двух типов элементов - основного и вторичного, то есть весь алфавит сконструирован по принципу, суть которого мы укажем чуть позже.
Итак, перейдем к группировке букв по основным элементам. Получается следующая картина:
(основной элемент I),
, (основной элемент ),
, , (основной элемент ),
, , , (основной элемент ),
, , , (основной элемент ),
(основной элемент J),
, , (основной элемент U),
, , (основной элемент ),
t, , , , , , (основной элемент ),
, , , , , , , (основной элемент ):
Тут надо подчеркнуть, что нами приведены самые древние формы армянских букв, большинство которых указано в работе известного языковеда Гр. Ачаряна "Армянские письмена". Эта форма известна под названием "еркатагир" - железные письмена. Для наглядности запишем группы основных элементов друг под другом в порядке возрастания их количества:
В пятой группе (считая сверху) присутствует элемент, отличный от остальных, а шестая группа образована из одинаковых пар. Эти отличия от общей закономерности для групп не случайны, а имеют свое объяснение, которое мы дадим при указании глубокого смысла, заложенного во все эти группы. С учетом вторичных элементов наш треугольник принимает следующий вид:
Тут у читателя должен возникнуть законный вопрос: если, действительно, Месропом Маштоцем было задумано данное количественное соотношение между основными элементами букв (1:2:3:4:5:6:7:8), то почему в пятой и шестой группах произошла такая метаморфоза? Сразу же подчеркнем, что при построении этого треугольника были учтены не только математический, но и философский принцип, который предопределил математический и графический.
Каждая группа в данном треугольнике, по нашему мнению, символизирует философские категории античности, впервые разработанные еще гениальным Аристотелем. Напомним, что категориями в философии называются основные понятия, которые позволяют глубже познать окружающий мир. Во времена Маштоца, также как и во времена Аристотеля, философскими категориями считались следующие восемь: место, положение, количество, обладание, качество, отношение, сущность и время, к которым Маштоц соответственно соотнес группы основных элементов в треугольнике (сверху вниз). В этом случае становится ясным расположение основных элементов в пятой и шестой (считая сверху) строках треугольника - они отражают специфику тех категорий, к которым, по предположению, относятся - качества и отношения. Говоря о категории качества, Аристотель отмечал, что "одним из основных свойств качества является то, что оно имеет противоположность, или, если одна из противоположностей - качество, то и другая будет качеством". В нашем случае, элемент J противоположен элементу . От первого из них образована буква д (числовое значение которого равно 10). С нее начинаются десятки (новое качество), она основа десятеричной системы счисления. Следовательно, согласно данному определению качества, основной элемент обладает свойством качества. Что касается категории отношения, то при его учете становится понятным чередование элементов U и в шестой строке треугольника. Подтверждение сказанному мы находим также в математике: подставив числовые значения соответствуюших букв в данную строку, получаем отношения порядка: (1:9), (200:600), (1000:2000) (единицы, сотни, тысячи). Еще раз подчеркнем, что данный треугольник показывает, в первую очередь, количественное соотношение используемых в алфавите основных элементов. Об упорядочении алфавита будет сказано отдельно.
Вторичных элементов пять, это , которые символизируют философские элементы - землю, воду, воздух, огонь и эфир. Первые четыре черточки взяты из древнейшего иероглифа , обозначающего Мировое дерево - древнейшей космологической модели, согласно которой мир состоит из трех слоев: воздушного, земного, и водного, которые поддерживаются огненным столбом. Истоки этой космологической концепции уходят своими корнями в глубокую древность, в первобытную культуру. Она отразилась как в религиях, так и в философии. В Библии, например, мироздание представляется из трех частей. В книге Исход (гл. 20, стр. 4) говорится о "небе вверху, земле внизу и воде ниже земли". В "античной философии первотелами (элементами) являются земля, вода, воздух и огонь. Позже добавился пятый элемент - эфир. Эфир считался первичным элементом. Согласно Аристотелю, элементы земли, воды, воздуха и огня могут получаться один из другого, но приведенная последовательность является наикратчайшим путем этого превращения.
Интересно, что в гипотетической таблице данииловских письмен С.Муравьева строки соответствуют этой последовательности. Кстати, в одной из рукописей Матенадарана, согласно П. Погосяну, четыре столбца армянского алфавита (начиная слева) именуются соответственно огненным, воздушным, водным и земным, где последовательность элементов, по сравнению с предыдущей, обратная. Это объясняется тем, что при вращении строк на 90 градусов по часовой стрелке их очередность меняется на обратный. Эти факты не только говорят в пользу выдвигаемой автором теории и гипотезы С. Муравьева о данииловских письменах, но также свидетельствуют о том, что между ними существует органическая связь. Эта связь проявляется при детальном анализе порядка алфавита, которая будет показана непосредственно при рассмотрении упорядочения букв.
Знак для пятого элемента (эфира) взят Маштоцем, по-видимому, из армянского иероглифа , который, согласно Г. Ачаряну, означает "просфору" (""). В буквах он принимает различные положения, чем подтверждает свое название (эфир в переводе с греческого означает "вечно бегущий").
В буквах , , , , , , , вторичный элемент "огонь" сливается с основным. То же действие имеет место в буквах , со вторичным элементом "земля" Подчеркнем, что принцип конструирования месроповского алфавита заключается в том, что буквенные знаки состоят из двух разнородных элементов. Причем сами буквы образуются: 1) простым соединением этих элементов, (в первых шести группах нашего треугольника), 2) таким соединением, при котором один (или оба) из соединяющихся элементов повернут вокруг своего центра вращения, что мы наблюдаем в некоторых буквах последних двух групп треугольника. Кроме этого, в последних двух группах некоторые основные элементы слегка усечены. Все эти приемы соединений элементов связаны со сложным философским мировоззрением, который мы не приводим, чтобы не затруднять усвоение материала. Но это не помешает читателям понять смысл предлагаемого принципа.
Итак, предлагаемый принцип должен быть ясен. В первых шести группах буквы образованы простым соединением, тут сложностей нет, кроме букв и . В этих буквах вторичные элементы согнуты соответственно в ломаную и дугу, причем таким образом, чтобы, во-первых, точка соприкосновения вторичного элемента с основным была той же, во-вторых, направление свободного конца этого элемента было по возможности тем же, и, в-третьих, их длины также сохранились:
Перейдем теперь к седьмой группе, символизирующей категорию сущности. В ней, как видно, семь букв, буква - седьмая в алфавите и его числовое значение 7. Это число в древности почиталось как магическое, оно считалось сущностью всего живого и не живого. Буква является знаком Христа (хрисма) (именно поэтому Маштоц заканчивает свой алфавит ею, как бы освящая письмена божественным знаком). Буква образована из буквы вращением последней на 90 градусов по часовой стрелке и раскрытием кружочка (на что указал С. Муравьев). Вообще, в этой группе четыре буквы образованы вращением, причем так, что сумма этих вращений равняется нулю:
Самым сложным является образование буквы . Она получается вращением знака на 135 градусов против часовой стрелки и заменой треугольника на ромб. Затем к этим знакам присоединены по одному вторичному элементу эфира. В букве , таким образом два вторичных элемента - "вода" и "эфир", но, так как эфир считался первичным, он как бы покрывает другой элемент и буква относится к эфирной группе.
В восьмой группе в буквах , , вторичные элементы слегка повернуты, а в букве сверху добавлен маленький кружочек, причина которого не совсем ясна. Возможно, это своего рода компенсация за сечения в этих буквах (и в букве ). В букве использованы два элемента эфира. Почему? Потому что все количественные соотношения как между основными элементами, так и между вторичными должны быть гармоничными. Потому что, согласно древним философам, все в природе создано по законам гармонии. Все соотношения должны быть гармоничными, соответствовать определенным пропорциям. То, что между количествами основных элементов существует гармония, мы показали. Теперь посмотрим, какое соотношение существует между вторичными элементами, предварительно послушаем высказывание Платона по этому поводу. Согласно Платону, творец установил между первоэлементами "возможно более точные соотношения, дабы воздух относился к воде, как огонь к воздуху, и вода относилась к земле, как воздух к воде". Так были созданы тело космоса и его душа. Человек, как и все живое, и его душа созданы по образу и подобию космоса и его души и, следовательно, имеет те же прекрасные соотношения между частями, что и их прообраз. Чтобы проверить платоновские пропорции для нашего случая, сгруппируем буквы по философским элементам. Для элементов воздуха, воды, земли, огня и эфира соответственно получается следующая последовательность чисел: 2, 4, 8, 9, 14.
Вторая пропорция запишется как 4:8 = 2:4, то есть верна. Первая пропорция, как будто, не верна. Но обратим внимание на то, что из девяти элементов огня две - видимые и семь сливающихся, невидимых. Это не случайно. Отношение семи невидимых элементов огня к четырнадцати "невидимым" элементам (эфирам) равно тому же значению, что и во второй пропорции. Этот факт наводит на мысль, что Маштоц, имея пять вторичных элементов, должен был и элемент эфира связать с остальными четырьмя в аналогичную пропорцию, то есть он добавил третью пропорцию (для эфира) - отношение невидимых элементов огня к эфиру равно 4 3 c \